Самовары в живописи
В славянской культуре самовар никогда не считался обычным бытовым предметом. Он стал неотъемлемой частью семейных и общенациональных традиций. Сама церемония чаепития предполагала атмосферу дружеского общения, добра и семейного единения. Убедиться в этом помогут полотна известных художников.
Особенно ярко роль самовара подчеркивается на полотнах художника Бориса Михайловича Кустодиева. Он изображал бытовые сцены из жизни дворян, купечества и крестьян. На примере его картины «Чаепитие» видно, что изначально эти медные изделия были слишком дорогими, и позволить себе такую роскошь могли только обеспеченные люди.
Со временем они стали более доступными, и прочно вошли в быт всех слоев населения. Они во многом облегчали ежедневные заботы, ведь для приготовления ароматного теплого напитка больше не приходилось топить печку, а разогретый самовар служил дополнительным источником тепла. Такие сцены быта детально изображены на полотнах Владимира Жданова, в частности, на картине – «Самовар на столе».
Самовар был не только атрибутом традиционного семейного общения, но и своего рода средством знакомства. Новых хозяев, соседей или сослуживцев обязательно приглашали на чай с баранками, ведь долгие посиделки способствовали непринужденному общению и позволяли собеседникам узнать друг друга получше. Подобная модель поведения прослеживается на картине Богданова-Бельского. По одной версии ее называют «На работу», по другой – «Новые хозяева, чаепитие». В любом случае, полотно говорит о том, что самовар ненавязчиво сближал людей.
Картина художника Алексея Корзухина «На пикнике» ярко показывает, что самовары использовались не только дома. Поскольку они были угольными, их часто брали с собой на природу, устраивали гуляния и чаепития на свежем воздухе.
Схожая сценка представлена на полотне В. А. Нагорнова «Ярмарка». На нем самовары вынесены на передний план, а вся картина в целом показывает традиционную русскую ярмарку во время Масленицы. Можно заметить, какой богатый выбор самоваров по форме, размеру и оформлению предлагали мастера того времени.
В начале 20 века стиль живописи изменился, стал более эмоциональным и выразительным. Одной из ключевых фигур искусства того времени был Кузьма Петров-Водкин. Этот художник вырос в семье бедной прислуги, и лишь чудом получил возможность учиться. Все его картины пропитаны глубоким символизмом и в них прослеживается тема Революции, которая пришлась на пик творчества художника. При этом традиционный уклад быта остался прежним, и самовар играл в нем не последнюю роль. Убедиться в этом можно на примере картины «За самоваром», которая была написана в 1926 году.
Несмотря на то, что сейчас самовар – это скорее дань традициям или антикварный предмет, многие современные художники продолжают изображать его на своих полотнах. Пример традиционного искусства – картина «Чаепитие» молодой художницы Анны Боганис, которая реалистично отображает сцены быта прошлых эпох.
Видео с картинками, на которых изображен самовар. Буду благодарен за подписку на YouTube канал «Самоварщина»